ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное учреждение дополнительного образования
"Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района"

Муниципальное учреждение дополнительного образования

"Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района"
МЕНЮ

                      выступление на педагогическом совете:

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и религиозных организаций в области духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Сотрудничество с духовно-просветительским центром "Ковчег"

                                                                                                                                                                                                                                                        Подготовила Шульга Наталья Григорьевна , педагог дополнительного образования МУДО"ЦВР"

 

«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра».
Л.Н. Толстой

     Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.
Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно – нравственного, интеллектуального, эстетического развития школьников, их профессиональной ориентации. Система дополнительного образования способствует самоопределению, развивает самостоятельность, формирует привычки созидательного труда, готовность к сотрудничеству. Концентрация внимания на проблемных зонах социализации, вовлечение обучающихся в осознанное построение жизненной перспективы, проявление потребности в обновлении, улучшении, созидании, милосердии, сострадании являются основополагающими принципами учреждения дополнительного образования. Педагогами дополнительного образования ставится цель воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.
     Дополнительное образование помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу раскрытия в ребенке духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений современного образования. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;
3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;
5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;
6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;
7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
9. человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
      Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад жизни учреждения дополнительного образования, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Значимую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности воспитанников играет педагог. Деятельность педагога в этом направлении носит регулярный, плановый, системный характер. Это не работа от случая к случаю, от одной кампании до другой. Это спокойное терпеливое восхождение к достижению главной цели: «Воспитать человека!». Содержание деятельности – это организация традиционных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в течение года, без каникул и отпусков.
Моральные нормы, которыми руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.
В системе духовно-нравственного развития и воспитания важной составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая в разрезе коллективных творческих дел и мероприятий. На примере работы своего объединения «Основы медико-санитарной подготовки», как будущие врачи, обучающиеся понимают, что должны относиться с уважением и трепетом к каждому из своих пациентов, независимо от его социального положения в обществе и через всю свою жизнь пронести слова из клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда только для пользы больного». Самоотверженность и бескорыстие, любовь к людям и стремление им помочь - неотъемлемые качества современного врача. Брошенные дети, забытые старики, одинокие, немощные, больные, одним словом, все те асоциальные явления, от которых хочет отгородить наших детей и семья и школа, становятся объектом приложения сил обучающихся объединения «Основы медико-санитарной подготовки». На занятиях я стараюсь не только передать детям основы медицинских знаний, научить практическим навыкам обращения с больными, но и не дать их душам зачерстветь. Занятия объединения проходят и в учебной аудитории, и в больнице, и в аптеке, и в духовно-просветительском центре «Ковчег», где ребята говорят о «земном и о небесном» с настоятелем храма «Петра и Павла» - отцом Романом, отцом Александром. Проводятся круглые столы, экскурсии, познавательные беседы с матушкой Анной, помощником настоятеля по образованию и катехизации Александром Петровичем Резановым.
Во время волонтёрских акций, регулярно проводимых в Доме милосердия имени «Ксении Блаженной», в детском отделении городской больницы ребята на практике понимают, что такое милосердие, сострадание, они учатся любить людей, жалеть их и отдавать им тепло своих сердец.
     Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
       И хотелось закончить своё выступление словами Л.Н. Толстой, который очень высоко оценивал духовно-нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.(скачать)

© 2025. .