Методическая деятельность в ЦВР – это совокупность действий, направленных на получение (разработку), систематизацию, распространение методических знаний.
Отдел состоит из 2 методистов и 2 педагогов-психологов. Возглавляет отдел заведующая Краснопёрова Г.М. Данные специалисты работают по следующим направлениям:
- предупредительно-профилактическая работа – Ткаличева Е.В.;
-- опытные участки, производственные бригады, экологическая работа – Гринина Н.В.
- туристско-краеведческая и военно-патриотическая работа - Жебриков А.В.
- педагоги-психологи Хижняк О.В., Мищенко С.А.
Целью методической работы в МУДО«ЦВР» является научно-методическое сопровождение образовательного процесса и повышение его результативности в детских объединениях, структурных подразделениях и в целом в масштабе учреждения дополнительного образования.
Основные направления методической работы в МУДО «ЦВР»:
-
повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
-
программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
-
изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
-
информационно - аналитическое обеспечение образовательного процесса;
-
осуществление инновационной деятельности;
-
психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Такие целевые установки обусловлены теми общими проблемами, которые характерны для системы учреждений дополнительного образования:
-
отсутствие у некоторых педагогических работников педагогического образования;
-
слабо разработанное на федеральном уровне программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования;
-
слабо разработанная база инновационных процессов в собственно инновационной системе учреждения;
-
многонаправленность содержания, многовариативность видов учреждений дополнительного образования.
Основные принципы осуществления методической работы в ЦВР:
-
системность и систематичность данной деятельности;
-
проблемно-диагностический подход;
-
практико-ориентированный подход;
-
опора на традиции в осуществлении методической деятельности в учреждении;
-
опора на положительный опыт деятельности педагогических работников
Методическая работа в МУДО«ЦВР» организуется на трех уровнях:
- коллективном (рассмотрение методических вопросов на педагогических и методических советах, семинарах);
- групповом (работа методических объединений);
- индивидуальном (работа с педагогическими кадрами).
Реализация обучающей функции методического отдела осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов:
-
самообразование – самостоятельное изучение специальной литературы по выбранной теме (научной, методической, нормативной документации и т.д.);
-
консультации (индивидуальные, групповые);
-
методические выставки (имеется методическая «копилка» в помощь педагогам и методистам);
-
семинары, заседания МО;
-
открытые занятия, мероприятия, мастер - классы;
-
наставничество используется в работе с молодыми и вновь принятыми педагогами дополнительного образования.
Работа методического совета осуществляется по плану. На заседаниях методического совета обсуждались следующие вопросы:
Организационно-методическая помощь в подготовке и проведении семинаров и конкурсов;
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся;
Требования к написанию и оформлению педагогического опыта;
Работа с педагогами, испытывающими затруднения в контрольно-оценочной деятельности, научно-методической деятельности;
Создание комфортного психологического климата на занятиях учебных групп;
Экспертиза образовательных программ реализуемых в ЦВР;
Мониторинг качества реализации образовательных программ педагогами;
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
Состояние программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Результативность работы методического отдела определяется в соответствии со следующими критериями:
критерий результативности.
критерий рационального использования времени. Повышение профессионального мастерства педагогов при разумных затратах времени без перегрузки педагогов(работа семинаров, методических объединений, психологических тренингов);
критерий удовлетворённости педагогов своим трудом. Стимулирование мотивации педагогов к профессиональному и личностному росту (участие в конкурсах методических разработок, в конкурсе педагогического мастерства);
критерий взаимосвязи и взаимодействия с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.
Методисты отдела постоянно занимаются изучением и аннотированием методической литературы, составлением картотеки по профилю работы; методическая продукция выпускается в запланированном объёме, в положенные сроки, надлежащего качества. Заведующей методическим отделом были оформлены методические папки: «Конкурс образовательных программ», программа «Одарённые дети», «Аттестация педагогических работников», «Образовательные программы», разработаны анкеты для педагогов по ИКТ компетентности, психологом Мищенко С.А. создан банк диагностических методик для педагогов, обучающихся и родителей.
-
Описание опыта работы по организации воспитательной системы: «Система дополнительного образования детей - один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (Автор:Заместитель директора по научно-методической работе Красноперова Галина Михайловна ) (открыть)
-
Анализ работы методического отдела МУДО "ЦВР" за 2023-2024 учебный год (открыть)